Фитодизайн: зеленая стена на
грунте и гидропонике

10 тысяч растений – примерно столько потребовалось для создания самой большой фитостены в мире. Располагается она рядом с Букингемским дворцом и покрывает зеленым ковром южную стену одного из отелей. Главная функция этого гигантского вертикального сада – впитывать дождевую воду, которой в Лондоне в избытке. В России же фитодизайн используют преимущественно в помещениях в качестве декора. Как грамотно внедрить этот оазис живой природы в интерьер и максимально продлить срок его службы, расскажет «Дом и Офис.ру».

Считается, что идея вертикального озеленения принадлежит французскому ботанику Патрику Бланку. В конце прошлого века он представил на выставке ландшафтного дизайна в Париже инсталляцию из живых растений, прекрасно обходившихся без привычного грунта. Все, что им требовалось для жизнедеятельности – это вертикальная поверхность, фиксирующая корни, и раствор для их питания. Именно этим в дикой природе ограничиваются лианы Юго-Восточной Азии и Южной Америки, развивающиеся на поверхностях скал и стволах деревьев и питающиеся за счет воздушных корней.

Продемонстрированная на выставке возможность озеленения плоскостей, любых по форме, величине и расположению, положила начало вертикальному озеленению.

Сейчас живые растения стало возможным:

  • выращивать в виде колонны, куба, пирамиды;
  • использовать как одно- и двусторонние перегородки;
  • создавать из них стационарные и подвижные конструкции;
  • заполнять ими ниши;
  • оформлять в виде картины, модуля, стены.
Фитодизайн
Фитодизайн
Фитодизайн

Технологии выращивания

В Европе дизайнеры четко придерживаются подсказанного Бланком принципа выращивания цветов на гидропонике, то есть в питательном растворе. Однако в России все-таки практикуют использование земли.

Это объясняется не столько доступностью грунта, сколько нашим менталитетом, не позволяющим относиться к растениям как к расходному материалу. Мы хотим заботиться о них в течение многих лет, ведь на гидропонике жизненный срок большинства культур ограничен.

1. В основе любой фитокомпозиции для вертикального озеленения лежит конструкция с посадочными емкостями для растений.

В зависимости от способа выращивания она может быть выполнена:

  • из пластиковых контейнеров или керамических горшков для развития в грунте;
  • из многослойного геотекстиля, войлока или пластика с «кармашками» – для выращивания на гидропонике.

Условно говоря, «кирпичиками» для фитостены первого типа являются модули с емкостями для земли, которые выстраиваются в несколько рядов. Соответственно, затейливого узора из высаженных в них растений не получится.

Фитодизайн
Фитодизайн
Фитодизайн

2. Отличаются конструкции для фитокомпозиций и по уровню оснащения.

Сложный вариант подразумевает систему трубок, присоединенных к автоматическому оборудованию для полива и подкормки, в том числе насосу, программируемому таймеру и инжектору для фильтрации.

Система автополива может функционировать как автономно – в режиме замкнутого цикла, так и требовать подключения к водопроводу и канализации.

Фитодизайн

Уход за фитостеной

ПОЛИВ. Обычная технология с использованием почвы позволяет выращивать вертикальный сад высотой не более 2-3 м без установки системы автоматического полива. Считается, что 2-3 раза в неделю увлажнить землю можно и вручную – с помощью лейки. Поливать рекомендуется не все растения подряд, а в зависимости от их потребностей – каждый контейнер по особому графику.

Фитодизайн на основе гидропоники требует орошения корней 2 раза в день, а без системы автополива сделать это затруднительно. Поэтому ее монтируют вместе с конструкцией и следят, чтобы не было перебоев с подачей воды и электричеством, обеспечивающим работу насоса.

ПИТАНИЕ. В частом удобрении зеленой стены необходимости нет. Одни растения получают их из грунта, в который заранее была внесена необходимая доза питательных элементов, другие – из раствора, который их орошает. Его готовит на основе специально предназначенных для гидропоники препаратов и строго по инструкции, чтобы не сжечь корни растений. Каждые две недели оставшийся в баке раствор следует сливать и заменять свежим.

ОСВЕЩЕНИЕ. Свет для каждой конкретной фитостены подбирается индивидуально вне зависимости от технологии выращивания культур. Правила диктуют сами растения, уровень освещённости помещения и его интерьер.

Как правило, световой режим решают прикрепленные к конструкции светильники-усики со светодиодными лампами мощностью 5W. В темных помещениях требуются поворотные светильники, которые встраивают в потолок на расстоянии 50-60 см от стены, что позволяет их разворачивать «лицом» к растениям. Периодически лампы надо менять местами, в противном случае освещаемая верхняя часть фитостены образует «навес» из более пышных растений, тогда как нижние начнут деградировать и вытягиваться.

Фитодизайн

ЧИСТКА и влажная уборка. Удаление сухих листьев и пыли с вертикальных композиций на грунте возможно без помощи специалиста. К тому же в естественных условиях растения чувствуют себя лучше и меньше болеют. Ухаживать за растущими на гидропонике экземплярами несколько сложнее из-за наличия оборудования. Тем не менее, опрыскивание и обрезка некрасивых листьев – это самое малое, что следует сделать.

ОБРЕЗКА. Стрижка является инструментом, способным держать в рамках растения, заполняющие фитостену. Это необходимая мера, так как со временем аккуратный зеленый коврик, созданный при посадке, теряет четкость линий и выразительность окраски. Процесс предсказуемый, так как растения живут и развиваются: побеги вытягиваются, листья разворачиваются к свету, корни оплетают всю конструкцию. Однако обрезать и омолаживать можно далеко не все культуры, в частности, драцены, сингониумы, некоторые папоротники и суккуленты не приемлют стрижки.

СРОК СЛУЖБЫ. Он складывается не столько из долговечности материала, сколько из-за жизнеспособности растений. Ткань будет служить 5-7 лет, а то и больше, если вовремя заменять подмокающие «кармашки» новыми. Несмотря на то, что на изготовление конструкций фитостен идет агротехнический войлок – материал инертный, прочный, устойчивый к воздействию влаги и минеральных солей, постепенно он теряет цвет и истончается, тем не менее часто применятся в фитодизайн.

Что касается растений, по словам специалистов, при хорошем уходе они и в несвойственном им вертикальном состоянии способны жить столько же, сколько в горшках. Тем не менее, даже кратковременные периоды недостатка света, сухость воздуха и сквозняки способны свести на нет все старания. Если в случае с грунтом погибшие экземпляры, а то и целые блоки можно заменять свежими без ущерба для композиции, то удалять из системы гидропоники отжившие свое растения проблематично, так как корни быстро врастают в ткань «кармашка», в котором растут.

Фитодизайн:
cписок растений

Комнатные растения. Известно, что в создании парижской зеленой стены, посвященной Патрику Бланку, были использованы 7 600 растений, относящихся к 237 видам. Обычно же список культур весьма ограничен. Чаще всего в «ковре» используется «каменная роза». В композициях очень красивы антуриум и спатифиллумы. Довольно выносливы и хорошо приживаются в живой картине папоротники, фатсии и хлорофитумы.

Стабилизированные растения. В последнее время большой интерес вызывают зеленые картины с участием стабилизированных растений, которые вообще не требуют ухода. Для создания таких композиции особых конструкций не требуется. С помощью термоклея растения просто прикрепляют к загрунтованной стене. Если же необходимо более объемное по площади озеленение, можно воспользоваться клеем ПВА. Учитывая, что для высыхания ему требуется время, «рисунок» удобнее сначала собрать на горизонтальной поверхности основы, которую потом следует прикрепить к стене.

Фитодизайн
Фитодизайн

Мнение эксперта

Ольга Долматова, флорист-дизайнер студии «Арабеско»

Ольга Долматова,
флорист-дизайнер

Стабилизация – плод многолетних разработок ученых и популярное в современном мире ноу-хау. Стабилизированные растения – не искусственные и не сухоцветы. Это натуральные растения, у которых в результате специальной обработки природный сок замещается особым раствором на основе глицерина. В домашних условиях произвести стабилизацию растений невозможно. Этим занимаются производственные компании, в частности, французские и японские. Они держат в секрете свою технологию и способы окраски цветов и листьев, теряющих природный цвет из-за разрушения пигментов.

Таким образом удается «заморозить» живой естественный вид бутонов роз и хризантем на 3 года, а мха и растений с плотными жесткими листьями – на 7-10 лет. Но это при условии, что созданная из них композиция находится в помещении с достаточным уровнем влажности и вне прямого попадания солнечных лучей, способных привести к высыханию и выгоранию.

Обеспечивать влажность с помощью пульверизатора нежелательно, так как при попадании воды на лепестках могут остаться разводы. Оптимальный вариант – увлажнитель воздуха, который довольно быстро возвращает живой цветущий вид картине.
И не только картине, но и панно, и стене. Особенно популярен фитодизайн с использованием мха. Он может сочетаться с различной зеленью, крупными листьями, свисающими элементами. Кому-то нравится нейтральная тематика, другим интересно сочетание различных материалов, включая ветки, коряги, камни и ракушки, которые хорошо сочетаются по цвету и фактуре. А вот количество заказов на портреты и пейзажи невелико, что объясняется увеличением стоимости из-за сложности работы и подбора материала.
Тем не менее композиции из стабилизированных растений очень популярны и используются практически в любом частном или общественном интерьере.