Украшения для сада
традиционный топиарий
В ландшафтном дизайне XXI век считается временем возрождения топиарного искусства. Архитектурные формы и зеленые скульптуры из живых растений, впервые украсившие сады в эпоху Римской империи, сегодня вновь можно увидеть в городских садах и парках, на дачных участках и территории загородных домов. Какие украшения для сада и что за новые технологии используются в наши дни, выяснял «Дом и Офис.ру».
Традиционно топиари являлось верхом мастерства садовников, которые с помощью регулярной обрезки придавали деревьям и кустарникам несвойственную им форму. Геометрические и шахматные фигуры, гербы и изображения животных возвышались в садах знатных граждан, демонстрируя могущество человека, сумевшего укротить природу.
Сегодня шедевры топиарного искусства в чистом виде увидишь нечасто. Но они встречаются в парках с мировой известностью.
В XVII веке французский дизайнер Гийом Бомон создал в Левенс Холл (Англия) сад, в котором можно встретить все, начиная от дамской шляпки и заканчивая кроликами и львами.
Округлые формы топиари, что в садах Маркесак (Франция), уже 300 лет кажутся естественным продолжением природного рельефа.
Топиарий в ботаническом саду на острове Мадейра (Португалия) появился несколько лет назад.
Украшения для сада:
Альтернатива
Трудно поверить, что в основе этих элегантных форм и четких линий лежат настоящие растения – каждое со своими требованиями и пристрастиями, капризами и болезнями, а также периодами развития и сроком жизни. Поэтому такие украшения для сада требуют кропотливого труда, на который могут уйти годы.
«Ускорить» процесс их создания сумели производители искусственных зеленых скульптур. Выглядят изделия настолько натурально, что отличить от «живых» можно только при прикосновении. Такой эффект достигается за счет создания в 3D-формате трехмерного изображения, учитывающего анатомические особенности объекта, а также использования качественных материалов для его воплощения в реальность: прочного стеклопластика и искусственной травы.
Выглядят зеленые скульптуры привлекательно, не требуют ухода и безболезненно переносят любые погодные условия. Одно «но» – стоят эти украшения для сада недешево.
Топиари своими руками
Однако есть немало примеров создания частных топиарных садов в традиционном стиле. Их владельцы не имеют специального образования и особых навыков: ими движет любовь к искусству. Если вы из их числа, можете тоже попробовать свои силы и создать украшения для сада своими руками.
Растения, которые можно использовать для формирования топиари, должны соответствовать следующим параметрам:
- медленный рост;
- наличие множества спящих почек на стволе;
- способность образовывать замещающие побеги на протяжении всей жизни;
- теневыносливость.
Деревья: различные виды ивы, клен Гиннала и клен татарский, вяз мелколистный, липа мелколистная, груша обыкновенная, яблоня лесная.
Кустарники: самшит, мирт, кизильник блестящий, пузыреплодник калинолистный, лапчатка, барбарис обыкновенный и барбарис Тунберга, боярышник, смородина альпийская и золотистая,
Хвойники: туя западная, можжевельник обыкновенный и можжевельник казацкий, ель обыкновенная и ель колючая, лиственница сибирская.
Существует несколько традиционных методик формирования растений с целью превращения их в арт-объект.
ОБРЕЗКА. Это самая старая технология, которая подразумевает стрижку растений в рамках заданной формы. В качестве формы выступают либо геометрические фигуры – круг, куб, пирамида, спираль, либо изображение птиц и животных.
Екатерина Егорова,
студия ландшафта «Белые сады»
«Проще всего выбирать форму, соответствующую кроне деревца. Так для сосны и ели, часто использующихся для выращивания живых изгородей, больше подойдут кубические силуэты, а туе и иве шаровидной – шар. Про самшит и мирт я не говорю, так как на территории России в открытом грунте они практически не возделываются. Но их успешно заменяет кизильник, чьи листья очень напоминают самшитовые.
Саженцы лучше приобретать маленькими: тогда они быстрее приживаются и проще адаптируются к новым условиям. Сроки и периодичность обрезки зависят от каждой конкретной культуры. Например, ель можно формировать только в течении мая и до середины июня, а лиственные растения – весь сезон. Причем какие-то надо постригать раз в месяц, а какие-то – каждые две недели. Самой глобальной должна быть первая обрезка, когда удаляют до 1/3 длины побегов. Если речь идет о каркасном топиари, то впоследствии рекомендуется укорачивать побеги не более чем на 2-5 см».
Раньше в качестве каркаса использовалась рамка из реек и веревок. Ее устанавливали поверх растений, высаженных вплотную по несколько штук согласно задуманной теме. Когда кустарники достигали 5-летнего возраста, свидетельствующего о зрелости корневой системы, садовник остригал побеги, выступающие за пределы рамки. С ростом посадок ограничитель увеличивали в росте, и постепенно зеленая скульптура приобретала гигантские размеры.
Вполне доступная технология, если не пытаться делать многоярусные объекты с множеством дополнительных деталей, что под силу только избранным умельцам.
Впрочем, сегодня и эта проблема решаема: в специализированных магазинах продают готовые трехмерные фигуры животных, людей, сказочных персонажей и так далее. Система формирования скульптуры та же – удаление всего, что не вписывается в форму. Другой вопрос – больше имеющегося размера скульптура не станет.
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ. Такие малые архитектурные формы как беседки, лабиринты, галереи и даже садовая мебель тоже могут быть созданы из живых растений. Но уже не путем формирования крон растений, а работой с их стволами и побегами.
Данный вид искусства в ландшафтном дизайне получил название – арбоскульптура. Природным «сырьем» для него выступают растения:
- хорошо акклиматизированные;
- не ломающиеся при сгибе.
Как правило, для большинства регионов России это ива, береза, липа и рябина. Из них можно создать сооружения необычайной устойчивости, способные выдержать и снег, и ветер. Секрет – части разных растений соприкасаются друг с другом настолько плотно, что срастаются в местах пересечения. Чтобы добиться такого результата, существует несколько способов.
Каркасный. Этот метод актуален для создания беседок и пагод прямоугольной формы, поскольку каркас помогает обозначить углы и четко выдерживать прямые линии. Конструкцию из деревянных брусьев или металла устанавливают в выбранном месте, по периметру копают посадочную канавку и высаживают в нее саженцы практически вплотную. По мере роста побеги кустарников подрезают для лучшего кущения и переплетают между собой и с вертикальными деталями несущей конструкции.
Связывание. Данный вариант востребован при устройстве круглых архитектурных форм. В этом случае растения высаживают по кругу, а когда они достигают нужной высоты, аккуратно подтягивают макушки к центру, постепенно добиваясь полного смыкания крон.
Переплетение. При желании его можно сделать настолько плотным, что изделие не пострадает, если на нем будут сидеть или лежать. Речь идет о создании садовой мебели на основе ивовых кустов. Высаженные в пределах квадрата или прямоугольника, растения регулярно подвергаются формированию: ветки одного куста переплетаются с ветками соседнего.
ПРИВИВКА. Украшения для сада в виде дизайнерских объектов получаются из деревьев, в чью физиологию вмешивается человек. Прививка дополнительных ответвлений, сращивание между собой веток и стволов разных деревьев, использование в наземной конструкции корневой системы – эти и другие манипуляции изменяют облик растений, остающихся живыми.