Защита древесины по
традиционной японской технике
Якисуги
Существует немало способов защитить древесину от губительного воздействия окружающей среды. Но вряд ли среди них найдется столь же изящный и эффективный как Якисуги. Эта японская техника творит с деревом настоящие чудеса, позволяя не только повышать устойчивость материала к внешним факторам, но и играть с декоративными свойствами, до неузнаваемости меняя его оттенок и текстуру. Хотите знать подробности? Тогда читайте наш материал.
Защита древесины:
История
Если верить исторической справке плотницкого портала Nakamoto Forestry, техника Якисуги (другое название – Шоу Суги Бан) появилась в XVIII веке в центральных регионах Японии. Причем открыли ее совершенно случайно.
В те времена многие японские города находились в окружении густых кипарисовых рощ, что было связано с большим риском, ведь случайный лесной пожар мог распространиться на город и привести к необратимым последствиям. В целях безопасности люди стали устраивать контролируемые пожары, планомерно выжигая лесные массивы в непосредственной близости от своих поселений.
Позже, когда местные плотники начали использовать обгоревшие в результате пожаров деревья в своей работе, они с удивлением обнаружили, что эксплуатационные качества материала значительно выше, чем у традиционной древесины. Обугленное дерево демонстрировало невосприимчивость к огню, устойчивость к гниению и воздействию насекомых-вредителей, да еще и обладало великолепными внешними данными.
Разумеется, материал стал пользоваться спросом, и вскоре японские мастера начали практиковать искусственный обжиг древесины (для защита древесины), все больше совершенствуясь в этом направлении. Так зародилась техника Якисуги, которая в последствии оказала существенное влияние на формирование традиционной японской архитектуры.
Защита древесины:
Современность
Второе рождение технология получила уже на Западе. В начале 2000-х, на волне популярности восточной культуры, европейские дизайнеры и архитекторы стали все чаще использовать деревянный сайдинг, обработанный по технике Якисуги, в своих проектах. Причем гайдзины не просто переняли технику у японцев, а осовременили и адаптировали ее под свои нужды. Они экспериментировали с различными породами древесины и временем обжига, применяли всевозможные лаки и колеры для достижения различных художественных эффектов.
Все это открыло дополнительные возможности и позволило использовать такую отделку в сочетании с максимально непохожими друг на друга архитектурными стилями, в том числе кантри, хай-теком, модерном, минимализмом, контемпорари и др.
Сжечь, чтобы сберечь
Секрет технологии в том, что под воздействием огня волоконные каналы древесины закупориваются смолами и продуктами горения. В результате такой «консервации» наружный слой становится прочным и устойчивым к внешним факторам (негативному воздействию насекомых, грибков, влаги и экстремальных температур).
Практика показывает, что при правильной обработке срок службы обожженной древесины достигает 80 лет. А если через каждые 10-15 лет обновлять лакировочный слой, то материал легко может прослужить более века.
Преимущества техники Якисуги:
— проявляет и изменяет фактуру дерева;
— обеспечивает богатую палитру оттенков;
— защищает от гниения и насекомых;
— делает материал огнеупорным.
Интересно:
Сфера применения деревянных панелей, обработанных по технологии Якисуги, довольно широка: оно годится для внешней и внутренней отделки, может быть использовано при производстве предметов мебели и элементов декора.
Обжиг своими руками
В свете всего вышесказанного может сложиться впечатление, что обучаться премудростям Якисуги нужно не один десяток лет. Отчасти это действительно так, но вся прелесть этой техники в том, что достойного результата можно добиться даже в домашних условиях, причем с первой попытки. Для этого достаточно иметь под рукой ряд простейших инструментов и капельку терпения. А порядок действий мы вам сейчас расскажем.
Защита древесины путем обжига.
ШАГ 1.
Первый и самый важный этап – равномерный обжиг изделия паяльной лампой. От времени воздействия огня на поверхность материала напрямую зависит внешний вид изделия.
ШАГ 2.
Далее при помощи грубой металлической щетки с поверхности удаляются остатки пепла и другие продукты горения. Обратите внимание: чем дольше вы будете работать щеткой, тем светлее будет становиться поверхность (используйте эту хитрость, чтобы добиться нужного вам эффекта).
ШАГ 3.
Затем изделие промывается водой и полируется синтетической щеткой.
ШАГ 4.
Наконец, заключительный этап – обработка бесцветным лаком и финишный легкий обжиг.
Важно:
Имейте в виду, что при обработке древесины для наружного применения (например, на фасадах зданий) применяют пентафталевый или глифталевый лак. Если же материал будет использоваться для внутренней отделки или в производстве мебели, больше подойдет нитроцеллюлозный лак.