«Нас привлекала мысль открыть для себя Россию»

Информация о конкурсе архитектуры и дизайна «Евразийская Премия 2018» дошла в разные уголки планеты. Попала она и в среду индийских архитекторов. В результате двое ее представителей прислали ряд своих проектов на конкурс и выиграли. Это основатели студии MO-OF Architects/Mobile Offices Шантану Пореди (Shantanu Poredi) и Маниша Агарвал (Manisha Agarwal). Они прибыли, чтобы получить лично призы из рук организаторов в торжественной обстановке. Напомним, что награждение лауреатов «Евразийской Премии» проходило в дни проведения форума АРХ ЕВРАЗИЯ 5-7 декабря в Екатеринбурге. Победители любезно ответили на вопросы нашего портала о форуме, своем участии в нем, проблемах современных городов и впечатлениях о Екатеринбурге.

Расскажите о ваших впечатлениях о конкурсе «Евразийская Премия» и форума АРХ ЕВРАЗИЯ. Во-первых, как вы узнали об этом конкурсе? Во-вторых, как вы оцениваете уровень проведения данных мероприятий?

Шантану Пореди: Мы узнали о форуме на портале archdaily.com. Нам показалась очень интересной концепция конкурса, и мы решили прислать свои работы. Кроме того, нас привлекала мысль открыть для себя Россию. После того, как в вашей стране провели чемпионат мира по футболу, то много информации о вашей стране проникло в мир. Можно сказать, что Россия открылась с неожиданной стороны: столько городов, столько разной архитектуры, столько культурных особенностей. Тем более, ваш город находится на границе Европы и Азии, там, где происходит слияние двух культурных пластов.

Маниша Агарвал: Кроме того, мы решили принять участие, потому что жюри было международным, в его рядах были авторитетные архитекторы. Для нас оказалось важным, чтобы наши работы оценивали специалисты такого высокого уровня. Мы довольны проведением, столько людей, столько контактов, много интересной информации.

Будете ли вы в дальнейшем принимать участие в конкурсе?

Маниша Агарвал: Скорее всего. Причем конкурс стал привлекателен не только для нас. Когда наши друзья-архитекторы узнали, что мы выиграли на конкурсе, то захотели тоже принять участие.

Давайте тогда поговорим о проблемах современных городов и архитектуры. В Индии, как и на Урале, экономика городов тесно связана с промышленностью. Но постепенно заводы и фабрики либо закрываются, либо переносятся за пределы города. Возникает вопрос, как оптимально перейти из индустриального состояния в постиндустриальный. Как вы видите решение этой проблемы с архитектурной точки зрения?

Маниша Агарвал: У нас в городе Бомбей действительно сложилась такая ситуация. Долгое время в нем было хлопковое производство, но затем власти решили перенести его за пределы города. Возник вопрос, как дальше развиваться городу, чем заполнить пространства, возникшие в результате деиндустриализации города. Могу обозначить два пути решения этой проблемы. Первый – это строительство нового жилья, возведение парков и садов. Второй – строительство развлекательных и торговых центров.  Причем, это не обязательно за счет сноса зданий. Промышленные постройки можно преобразовывать в отели, бары, что-то еще. Например, в нашем городе в прежнем здании текстильной фабрики располагается рекламное агентство.

Любой процесс «перерождения» города сталкивается с рядом проблем. У вас в Индии какие это проблемы, и как вы их решаете?

Шантану Пореди: Дело в том, что наши градостроители просто копируют подходы американских городов. Там строят стеклянные высотки, и у нас следует этому примеру. Причем берут полностью модель, и даже материалы для строительства привозят из США. Но все это очень плохо интегрируется в наш городской ландшафт. Я бы даже сказал, несколько уродует его.

Почему плохо интегрируется?

Маниша Агарвал: Потому что высотки строят, но не обеспечивают пространство вокруг них соответствующей инфраструктурой, не увеличивают парк общественного транспорта, не делают парковок, сказывается нехватка энергоресурсов для обслуживания зданий. Кроме того, не хватает зеленых зон вокруг таких зданий.

Если эти проблемы очевидны, и вы указываете на них, то почему ваши власти не прислушиваются к архитекторам?

Шантану Пореди: Архитекторы пытаются указать на эти проблемы правительству, но деньги решают многое. Девелоперам главное побольше продать квартир, какой при этом будет облик города, какие инфраструктурные проблемы у него возникнут в результате такой градостроительной политики, их мало волнует.

Маниша Агарвал: Причем на эти проблемы указывают не только профессионалы, но и само общество. Там и тут возникают группы активистов, которые призывают не застраивать город таким образом. Иногда им даже удается чего-то добиться. Но чтобы власти и строители поняли ошибочность такого пути, нужно долгое время. Вода камень точит.

Как правильно нужно решать проблемы постиндустриальных городов?

Шантану Пореди: Нужно развивать общественный транспорт.  Его практически заменили автомобили, а это пробки, загазованность, шум. В качестве ориентира могут назвать Сингапур и Лондон. Например, в Сингапуре обычный человек не может купить личный автомобиль, потому что он стоит нереально дорого. Большинство людей ездит на общественном транспорте. Что касается Лондона, то там очень высокие цены на парковочные места. Это стимулирует людей передвигаться на общественном транспорте, а на личных автомобилях ездить где-то на периферии города или за городом.

Кроме того, города некомфортные, когда люди там только и делают, что работают, когда нет мест для нормального отдыха и досуга. В качестве ориентира я могу назвать скандинавские страны. Там люди не только умеют работать, но и отдыхать. Там всегда можно найти места для проведения качественного досуга.

Могли бы вы назвать эталоны городов современного развития?

Шантану Пореди: Я бы в первую очередь назвал Гонконг в силу плотности его застройки. Но при этом хорошо было бы интегрировать в него городскую среду и инфраструктуру Копенгагена. На мой взгляд, это был бы идеальный город. То есть с одной стороны, высокая плотность застройки и интенсивность жизни, но при этом очень комфортная инфраструктура. Важно еще указать на плотность населения в городе. Когда она падает, города потихоньку начинают деградировать.

Выше вы критически отозвались о высотках. Как вы в целом оцениваете такой путь развития городов, нужно ли застраивать города зданиями в 20-30 и выше этажей?

Маниша Агарвал: Застройка вверх – это неплохая идея. Но важно, чтобы была какая-то общая концепция у такого способа развития, а не просто хаотично росли здания в 20-30 этажей или еще выше. Также важно понимать, как будут использоваться этажи в таких зданиях, для чего они нужны.

Шантану Пореди: Я могу сказать, что мы представили на конкурс «Евразийская премия» несколько проектов. Среди них были здания в 12 этажей. Но выиграл проект в три этажа. Судите сами, насколько перспективно высотное строительства. Жюри выбрало малоэтажное здание, потому что оно оказалось интереснее и привлекательнее. Так что с точки зрения комфортного жилья дело не в количестве этажей.

Что вы можете сказать про Екатеринбург, город, где проходит форум АРХ ЕВРАЗИЯ и проводится награждение лауреатов конкурса «Евразийская Премия»? Он соответствует вашим представлениям о правильном развитии города?

Шантану Пореди: Я увидел, что у вас в городе промышленность уже перенесена за пределы города. Это хорошо. Мне понравилось, что в центре города есть пешеходные дорожки. Мне кажется, что город таким и должен быть. Правда, я не увидел людей на велосипедах. Но возможно, это связано с зимней погодой. Но велосипедная инфраструктура важна для современного города. По-моему мнению ваш город должен развиваться в строну пешеходных зон. Потому что в первую очередь любой город должен быть удобным для жителей. Также мне понравилось то, что лес близко примыкает к городу. Гармоничное развитие городов в согласии с природой – сегодня это важно.

2018 г.

Все интервью