«О Большом Екатеринбурге и новой индустриализации»
Настоящий мэтр теории и практики градостроительства, академик РААСН, профессор УрГАХУ и главный градостроитель института ЦНИИП Минстроя России Григорий Мазаев в беседе с журналистом LeTABOURET поделился прогнозами касательно Екатеринбургской агломерации и рассказал, почему в уральскую столицу непременно должны вернуться производственные площадки.
Григорий Васильевич, сегодня местные власти всерьёз озабочены вопросом комплексного развития Екатеринбургской агломерации. к чему должен привести этот процесс в среднесрочной перспективе, скажем через 20 лет?
– С моей точки зрения, через 20 лет мы придём к единому городу. У нас больше не будет городов первого и второго пояса. Вместо этого будет один большой город Екатеринбург – с Березовским районом, Арамильским районом и т.д. Вам это может показаться странным, но если мы всерьёз собираемся заниматься развитием Екатеринбургской агломерации, то это наиболее эффективный путь развития.
Интересная позиция.Чем она обусловлена?
– Если проанализировать мировую практику, вы увидите, что у агломераций может быть только два способа организации. Первый – это объединение независимых муниципалитетов. Так, например, устроен Большой Париж, в который кроме самой французской столицы входит ещё 36 городов. Их взаимоотношения регулируются массой различных соглашений, каких-то договорённостей о сотрудничестве. Вся эта бюрократия сильно усложняет взаимодействие, препятствует комплексному развитию территорий, входящих в состав агломерации.
Есть другой вариант, по которому в своё время пошла агломерация Лондона. Там тоже изначально всё строилось по принципу взаимодействия независимых муниципальных округов. И были те же проблемы, включая медленное и неравномерное развитие территорий, искусственно затянутые процессы принятия решений и прочее. Так продолжалось ровно до тех пор, пока «Железная Леди» Маргарет Тетчер, которая в тот момент находилась у власти, не распустила Совет Большого Лондона, возложив все полномочия по управлению агломерацией на лондонскую мэрию. Конечно, это решение было радикальным, но в конечном счёте оно пошло агломерации только на пользу.
Значит ли это, что нам стоит идти по тому же пути?
– Конечно. Если мы хотим добиться быстрого и эффективного развития екатеринбургской агломерации, нам нужно создать Большой Екатеринбург, где все решения будут приниматься централизованно. Ведь, если задуматься, эволюционно объединение уже началось. Например, жители ближних городов каждый день ездят в Екатеринбург – на работу, на вокзал, в аэропорт, в торговые центры, даже в больницы. Нам же осталось только формализовать этот процесс.
И всё-таки, какой ощутимый эффект создание Большого Екатеринбурга принесет уральской столице и близлежащим городам?
– В самой общей формулировке, это обеспечит быстрое, комплексное развитие. Ведь как сейчас происходит? Допустим, мы хотим построить дорогу в соседний город. Мы построим её ровно до границы города, а дальше – не сможем, потому что там начинается зона ответственности местной администрации. А у них в планах такой дороги может вообще не быть или в бюджете банально не окажется денег. Получается, что дорога так и останется недостроенной, пока местная администрация все вопросы не решит. И ведь это касается не только путей сообщения, а вообще всех коммуникаций, тепло- и водоснабжения. Тут всё завязано в клубок.
Поэтому я надеюсь, что спустя 20 лет у людей, которые будут принимать решения, хватит понимания и решимости, чтобы объединить все близлежащие города в один Большой Екатеринбург. При этом люди ничего не почувствуют, почувствует только администрация. Чиновник перестанет быть главой города и станет главой района. Ему больше не придётся заниматься рядом вопросов, решение которых отойдет в центр.
Есть ещё один важный момент, который нам хотелось бы обсудить. На презентации Стратегии пространственного развития города, которая проходила на Иннопроме-2017, вы отметили неприятную тенденцию вымывания промышленных территорий из уральской столицы. Насколько велики масштабы проблемы?
– Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно обратиться к истории. В 30-40 годы XX века российские планировщики и экономисты сделали великое дело – разработали модель комплексных селительно-промышленных районов. Каждый такой район имел место приложения труда в виде крупного завода или фабрики, а вокруг располагался жилой сектор. Удобство в том, что от жилья до места работы было не более 1,5 км. Эта модель легла в основу развития многих городов, в том числе – Екатеринбурга. Всё было удобно, и компактно, люди ходили на работу пешком, нагрузка на дороги была минимальной.
А посмотрите, что делается сейчас! Только из центральной части нашего города за последние годы выведено больше 100 га промышленных территорий. При этом плотность жилой застройки продолжает неуклонно расти. Это влечёт за собой целый ворох проблем, в том числе увеличение расстояния до мест приложения труда, повышение транспортных нагрузок, дефицит образовательных учреждений. Всё потому, что невозможно изменить назначение только одной промышленной площадки и построить на её месте жилье. Приходится сразу менять всю планировочную структуру: создавать магазины, школы, продумывать транспортные пути, благоустройство и т.д. Это объективное условие – таков закон развития сложных систем.
Значит, вы призываете возвращать промышленные площадки в центральную часть Екатеринбурга?
– Мне кажется, это логично.
Но ведь до сих пор бытует мнение, что завод, расположенный на территории города, не очень хорошо сказывается на качестве жизни, ухудшает экологическую обстановку.
– Завод заводу рознь. Есть, конечно, вредные производства, которые наносят вред экологии, снижают качество жизни, но есть и абсолютно безвредные – как для природы, так и для человека. Взять лёгкую промышленность, например. Мы же можем построить текстильную фабрику, наладить производство одежды или какого-то медицинского оборудования. И нормальные места приложения труда создадим, и соответствующие группы товаров из-за рубежа возить не придётся.
Как считаете, идея о восстановлении производственных площадей в Екатеринбурге находит поддержку среди представителей властных структур?
Я уверен, что сегодняшняя власть всерьёз озабочена восстановлением утраченных позиций в части промышленности. Управленцы прекрасно понимают, что это основа основ и, конечно, смотрят в сторону новой индустриализации.
Новая индустриализация – это вообще глобальный тренд. В конце прошлого века Америка и Европа выводили всю «грязную» промышленность в страны Юго-Восточной Азии, в Китай. Из-за этого они потеряли более 120 млн. рабочих мест, но разве кто-то об этом тогда думал! А теперь у них безработица по 20-25%, а тот же Китай демонстрирует какие-то запредельные темпы развития. Всё потому, что к ним однажды пришли глупые люди, построили на свои деньги заводы, обучили персонал, показали технологию. И теперь Китай – крупнейший экспортёр мира. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько важно сохранять и развивать промышленный базис – как в рамках отдельно взятого города, так и в масштабах целой страны.
2018 г.