Авангард.
Переиздание

Русский авангард остается главной визитной карточкой отечественного искусства. Грандиозный, но обреченный в силу политических обстоятельств проект, так и не осуществившийся в полной мере, он по-прежнему волнует ума и сердца несбывшимися надеждами и неосуществленными возможностями.

Сегодня мы переживаем очередную волну интереса к этому уникальному феномену. Симптоматично, что реализовать заложенный в нем взрывной потенциал берутся, в первую очередь, дизайнеры, обращающие безупречность стиля и конструктивные новации в практическое, утилитарное русло. Ведь и сами авангардисты, «певцы чистой визуальности», не чуждались утилитаризма и функциональности. Татлин, Лисицкий, Родченко, Попова, Степанова, Экстер и другие с блеском проявили себя в различных областях дизайна.

О том, какие творческие плоды дает увлечение авангардом в наши дни, рассказываем на примере трех дизайн-объединений из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Анна Струпинская 
и Алексей Ивашкевич (Москва)
Shukhov-стул

Органайзер-конструктор из прозрачного акрилового стекла посвящен архитектуре русского авангарда.

Прообразами для 14 функциональных элементов (колба для цветка, линейка и магнитный держатель для фотографий, полка с зеркальной поверхностью, крючки, держатель для скотча/очков/украшений и др.) послужили конструктивные элементы 28 знаковых зданий архитектуры авангарда, построенных по проектам 47 архитекторов и инженеров в 12 советских городах.

Выбор материала продиктован не только смысловой рифмой со взятой за основу формой оконных проёмов, это одновременно и напоминание о постепенном исчезновении мощнейшего пласта культурного наследия.

Органайзер максимально функционален: модульная разборная конструкция позволяет владельцу фантазировать и перемещать элементы в соответствии со своими потребностями.

русский авангард стул
русский авангард
русский авангард
русский авангард
русский авангард
русский авангард

«Нам бы хотелось привлечь больше внимания к явлениям и достижениям русской культуры и истории, к авангарду – в первую очередь. А Шуховская башня – его ярчайший символ.

Мы по сути скопировали структуру, которую использовал архитектор Владимир Шухов для своей башни на Шаболовке. Только у нас эта конструкция работает в предмете интерьера. И работает прекрасно. Просто поразительно, какую нагрузку она выдерживает – до 300 кг!

Использование 3D принтера – также осознанный прием, демонстрирующий связь истории и современных технологий (помимо прочего, это еще и самый простой способ получить требуемые детали).

В наших планах продолжить «авангардную» серию, сделав журнальные столики по этому же принципу.»

Интересные факты о Шуховской башне

Нехватка металла в разорённой гражданской войной стране помешала Шаболовской радиомачте затмить творение Эйфеля. Между тем первоначальный проект предусматривал строительство 350-метровой конструкции, которая была бы на 45 метров выше французского гиганта, и при этом – в три раза легче его! В итоге пришлось ограничиться возведением 148-метровой радиостанции. После установки двух траверз и флагштока башня чуть подросла – до 160 метров.

Образ Шуховской башни вдохновил Алексея Толстого на написание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

 

Изображение башни долгое время служило эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая «Голубой огонёк».

В 2014 году возник проект, предусматривавший демонтаж и перенос Шуховской башни на новое место в связи с ее аварийным состоянием. Против разбора и переноса ярчайшего памятника авангарда вступила группа ведущих архитекторов и экспертов, включая Рема Колхаса, Кенго Куму, Тадао Андо.

Настя Коптева и Саша Браулов, 52 Factory (Санкт-Петербург)
НАСТЕННЫЙ ОРГАНАЙЗЕР «НЕВИДИМЫЙ АВАНГАРД»

Органайзер-конструктор из прозрачного акрилового стекла посвящен архитектуре русского авангарда.

Прообразами для 14 функциональных элементов (колба для цветка, линейка и магнитный держатель для фотографий, полка с зеркальной поверхностью, крючки, держатель для скотча/очков/украшений и др.) послужили конструктивные элементы 28 знаковых зданий архитектуры авангарда, построенных по проектам 47 архитекторов и инженеров в 12 советских городах. Выбор материала продиктован не только смысловой рифмой со взятой за основу формой оконных проёмов, это одновременно и напоминание о постепенном исчезновении мощнейшего пласта культурного наследия.

Органайзер максимально функционален: модульная разборная конструкция позволяет владельцу фантазировать и перемещать элементы в соответствии со своими потребностями.

русский авангард стул

«Мы не первый год обращаемся к волнующей нас теме исчезновения наследия архитектуры русского авангарда и созданию функциональных предметов для организации пространства вокруг человека.

Выбор объектов субъективный и в первую очередь основан не на каких-то общепризнанных стандартах и критериях оценки, а на нашем личном исследовании, личных переживаниях, на том, насколько конкретный архитектурный шедевр, его ритм-форма-энергия вдохновляют нас самих. Безусловно, принималось во внимание и состояние зданий — большинство объектов, которые послужили прообразами для элементов органайзера, находятся в удручающем состоянии.

Проект не ограничивается одним настенным органайзером — из одной задумки получилась небольшая коллекция, объединенная общей идеей, названием и материалом. Так, например, когда мы начали работать над созданием прототипа органайзера, обнаружили, что в процессе его производства остаются аккуратные элементы из акрилового стекла. Чтобы использовать материал на 100% и не производить отходов, на основе этих деталей мы создали другой предмет – прозрачный конструктор для архитекторов, особенно удобный тем, что позволяет создавать модели конструктивистских зданий.

Настенный органайзер «невидимый авангард» — не первый и точно не последний наш предмет, вдохновленный русской архитектурой 1920-30-х годов (первым предметом, посвященным архитектуре авангарда, был канцелярский набор «Русский авангард», представленный на Salonesatellite’15). В ближайшем будущем эту коллекцию ожидает очередное пополнение — более компактная версия настенного органайзера из прозрачного акрилового стекла.»

Студия дизайна Wishnya (Екатеринбург)
Коллекция светильников Suprematic

Супрематизм Казимира Малевича – едва ли не основной сюжет русского авангарда, оказавший огромное влияние на все последующее развитие пластических искусств, от живописи до дизайна. Коллекция Suprematic впитала в себя общие принципы малевичевской «абстрактной вселенной», в основе которой лежит соединение простейших геометрических фигур и чистых локальных цветов.

Формула супрематизма в прочтении дизайн-студии Wishnya предполагает элементарные формы (сфера из выдувного стекла, вписанная в различные геометрические фигуры) и материалы, явленные в чистом, нетронутом виде (медь, латунь и алюминий).
Количество моделей – семь.

Количество модификаций – сто сорок четыре.

русский авангард стул

«Изначально появилась идея разместить подвеску на плафоне сферической формы. За основу были взяты очертания классического светильника, которому нам захотелось дать достойное дополнение и развить эту благородную ноту. Погрузившись в изучение материалов об авангардном искусстве начала 20 века, мы были пленены глубочайшей философией Казимира Малевича и остановились на первичных геометрических формах, как наиболее подходящих и единственно возможных. Так вся коллекция приобрела характер и название, посвященные творчеству великого художника.

Все светильники создаются вручную, начиная с изготовления матового белоснежного плафона и заканчивая сборкой и полировкой металлических поверхностей. Это кропотливый и ответственный труд, где каждое движение влияет на конечный результат.»

Материал подготовлен при поддерже:


Автор: Светлана Булатова