Трендсеттинг современности

Экспертный совет

Журнал «Современный дом и офис» собрал профессионалов в области архитектуры и дизайна на «Совет Экспертов», чтобы обсудить феномен интерьерных трендов в контексте глобального и локального рынков. Встреча прошла в уютной атмосфере интерьерного салона «Европейский дом», где приглашенные эксперты делились своими мнениями относительно того, кто создает тренды, как они входят в нашу повседневную жизнь и способствуют развитию отрасли.

Эксперты

Екатерина Елизарова, дизайнер
Павел Бородин, архитектор, дизайнер
Марина Куперштейн, дизайнер, декоратор
Наталья Маранцман, архитектор, дизайнер
Наталья Волосян-Панова, дизайнер
Анна Петунина, дизайнер
Андрей Раевский, архитектор
Петр Гаранин, директор компании «Европейский дом»

Место проведения:
салон «Европейский дом»


Дискуссионная часть встречи началась с вопроса о самом раннем этапе жизненного цикла интерьерных трендов. Эксперты сошлись во мнении, что зарождение актуальных тенденций – результат удачной коллаборации дизайнера, обладающего уникальным творческим видением, и фабрики, имеющей собственную философию, особое реноме и обладающей достаточно продвинутой технологической базой. И только в случае, когда подбирается удачный союз этих двух начал, возникает тот самый синергетический эффект, в результате которого появляются культовые товары, формирующие собой заметные тренды. Такие товары пытаются копировать производители калибром поменьше, что закономерно ведет к еще большей популяризации тренда.

Современный Дом и Офис Совет Экспертов

Екатерина Елизарова:

– Когда мы говорим о законодателях трендов, мы, в первую очередь, имеем в виду творцов. В мире существует определенная когорта топовых дизайнеров, чьи проекты задают модные тенденции на ближайшие несколько лет. Однако и роль фабрик в этом процессе не стоит недооценивать. Ведь именно они ставят на поток производство вещей, созданных дизайнерами, то есть, по сути, делают их доступными для потребителей.

«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:

В архитектурно-дизайнерской сфере есть свои тенденции, мы сталкиваемся с ними постоянно. Но далеко не все знают, где они зарождаются и благодаря кому проникают на местный рынок.

Участники мероприятия отметили, что огромный вклад в становление и развитие трендов вносят крупные профильные выставки (ISaloni, Maison&Objet, imm cologne и пр.), которые собирают вокруг себя представителей всех профессиональных сообществ, так или иначе связанных со сферой архитектуры и дизайна, а также конечных потребителей со всего мира. Именно здесь свои новые коллекции представляют именитые бренды и культовые дизайнеры. И именно здесь происходит процесс популяризации того или иного тренда, в том числе силами интерьерных журналистов, pr-специалистов и профессионалов в области создания и оформления жилых пространств, которые используют понравившиеся вещи в своих проектах.

Современный Дом и Офис Совет Экспертов

Наталья Маранцман:

– Если тренды рождаются в дизайн-студиях, то свое развитие и актуализацию в глазах широкой общественности они получают на крупных международных выставках. Один из наиболее выдающихся примеров в этом плане – миланская iSaloni.

Если на западных рынках тренды с «подиумов» интерьерных выставок проникают в повседневную жизнь потребителей довольно быстро, то в России с этим, нередко, возникают проблемы. Казалось бы, времена, когда еще ощущались последствия «железного занавеса», остались в далеком прошлом: сейчас идет процесс глобализации, а информация становится все более доступной. Но все далеко не так гладко. И мнение о том, что все заметные общемировые тенденции доходят до нас с задержкой в несколько лет, по-прежнему не кажется столь уж утрированным. Одна из причин заключается в том, что для компаний-поставщиков внедрять что-то новое на местный рынок – достаточно большой риск, сопряженный с немалыми расходами.

Петр Гаранин: 

– Безусловно, обмен информацией в современном мире происходит достаточно быстро. Мы получаем возможность следить за европейскими интерьерными выставками и оперативно узнавать о свежих тенденциях. Но у местных поставщиков часто возникают проблемы на этапе внедрения данных трендов на местный рынок. Новинки в области высокого интерьерного дизайна стоят в Европе понятных и приемлемых денег, но будучи привезенными в Россию, они становятся на порядок дороже, т. к. приходится закладывать в их стоимость транспортно-таможенные расходы и пр. А если добавить к этому еще и значительно «просевший» курс рубля, то получается далеко не самая радужная картина.

Современный Дом и Офис Совет Экспертов

Павел Бородин: 

– Не вижу смысла рассуждать о трендах, поскольку у нас в работе дизайнера и архитектора значительно более существенную роль играет личность заказчика – его предпочтения, уровень образованности, выделенный на реализацию проекта бюджет.

Марина Куперштейн:

– Конечно же, мы, дизайнеры, должны идти в ногу со временем и быть в курсе трендов – посещать интерьерные выставки, отслеживать новые работы топовых дизайнеров и фабрик. Но все-таки, не могу не отметить, что наши заказчики чаще руководствуются отнюдь не законами высокой интерьерной моды, а своими личными вкусами и пристрастиями. Возможно, именно  поэтому применять тренды на практике удается не так часто, как нам бы того хотелось.

Современный Дом и Офис Совет Экспертов

Архитекторы и дизайнеры, принимавшие участие в мероприятии, справедливо подметили, что есть еще один аспект, препятствующий оперативному внедрению актуальных тенденций в сфере предметов интерьера на местный рынок. И заключается он в непредсказуемой реакции потребителей на очередной западный тренд.

«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:

Один из самых заметных макротрендов нашего времени – развитие цифровых технологий. Все ли заказчики реагируют на него положительно?

От проблематики местного рынка участники дискуссии плавно перешли к обсуждению одной из самых долгоиграющих и глобальных тенденций, охватывающей не только интерьерную среду, но и все аспекты нашей повседневной жизни. Речь идет об активном развитии и все большей доступности передовых цифровых технологий. И здесь мнения разделились. Одни специалисты, основываясь на своем личном опыте подготовки и реализации архитектурно-дизайнерских проектов, говорили о том, что технологическая начинка жилища начинает волновать современного потребителя значительно больше, чем предметы мебели и декора. Другие же, напротив, отмечали, что заказчики начинают уставать от всевозможных гаджетов и девайсов, а потому стараются ограничить их применение в домашнем пространстве.

Современный Дом и Офис Совет Экспертов

Наталья Маранцман: 

А я в последнее время наблюдаю обратную тенденцию – клиенты настолько устают от всевозможных экранов, кнопок и т.д., что в домашнем пространстве желают максимально абстрагироваться от технологий. Они с большей готовностью вкладывают средства в комфортные, качественные и красивые предметы интерьера, чем в технологическую начинку своего дома.

Андрей Раевский:

– Судя по моему опыту, люди сейчас вкладываются не столько в престижные материалы или дорогую мебель, сколько в инновационные технологии. В частности, сейчас участились запросы на установку системы «Умный дом». Наряду с покупкой дорогих автомобилей, это становится приоритетом, показателем статуса домовладельца. Построив или купив дом, заказчик, в первую очередь, старается оснастить его какой-то технологической начинкой: это может быть современная аудиосистема и специальные акустические панели и двери, ультрасовременные стеклопакеты и системы автоматизации… Словом, все, что относится к миру высоких технологий.

Современный Дом и Офис Совет Экспертов

Петр Гаранин: 

Считаю, что на сегодняшний день полностью изолировать себя и свое жилище от цифровых устройств не удастся никому. Технологии – это один из неотъемлемых трендов современного мира, который будет оказывать ощутимое влияние на дальнейшее развитие сферы дизайна и архитектуры. Другое дело, что люди испытывают стремление как-то нивелировать засилье разнообразных гаджетов в своих жилищах. Возможно поэтому сейчас так популярны натуральные материалы и в целом эко- стилистика. На мой взгляд – это закономерная защитная реакция на технократический бум, произошедший в последнее время.

«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:

В финале встречи наши эксперты назвали своих фаворитов-трендсеттеров среди дизайнеров, архитекторов и брендов современности.

Наталья Волосян-Панова:

– Согласна, я тоже трепетно отношусь к работам Паолы Навоне и считаю ее одним из ключевых  новаторов нашего времени. Кроме того, выделю в качестве трендсеттеров еще две культовые личности – дизайнера Карима Рашида и архитектора Заху Хадид. Что касается  фабрик, могу отметить, что ни один мой проект не обходится без продукции итальянского бренда Bianco.

Наталья Маранцман:

Побывав в этом году на мебельном салоне в Милане,  я отметила для себя предметы интерьера, выпущенные под брендом Cavalli. В них превосходно все: начиная от колористики (освежающие оттенки зеленого, дополненные легким вкраплением игривого желтого и глубокого синего) и заканчивая материалами (экзотические породы дерева в сочетании с благородным металлом).

Андрей Раевский:

– Настоящим новатором в области архитектуры, по моему мнению, вполне можно считать японского архитектора Такао Андо(Tadao Ando). Его проекты получили широкое признание благодаря уникальному подходу автора к работе с пространством, а также уникальной способностью создавать максимально функциональные пространства, используя минимум деталей.

Анна Петунина:

– Я бы, в свою очередь, отметила дизайнера Паолу Навоне. Она никогда не останавливается на достигнутом – сотрудничает с множеством фабрик, экспериментирует с разными материалами и постоянно реализует какие-то интересные идеи. 

Екатерина Елизарова:

– Если говорить о конкретных примерах, основанных на моем личном опыте, то в этом сезоне я бы выделила тандем итальянского бренда Smania и дизайнера Алессандро Ла Спада. Также не могу не отметить вещи, выпускаемые одной из любимых фабрик – Giorgetti.

Марина Куперштейн:

Меня привлекают яркие, эмоционально-насыщенные тренды. И в этом плане хотелось бы отметить бренд Vitra – их вещи вдохновляют и дают мощный творческий импульс. Также хотелось бы отметить продукцию компании Kare Design. Дизайнер однозначно это Келли Хопперн.

Благодарим за помощь в проведении совета салон «Европейский дом»!