Лестницы глазами профессионалов
Журнал «Современный дом и офис» вновь собрал специалистов интерьерно-строительнго рынка для дискуссии. На этот раз в фокусе внимания оказалась сфера производства лестниц для частных и общественных интерьеров. На вызов журнала – открыто обсудить с практикующими архитекторами и дизайнерами проблемы отрасли – откликнулись производственные компании «Леди Ле», «Премьер», «ЗСК-регион», «АБС-ТЕХНО». Речь шла о вопросах недобросовестной конкуренции, о том, как отличить качественную лестницу от дешевой подделки и многом другом. Ключевые подробности встречи – в нашем материале.
Спикеры:
Специалисты по интерьеру:
Евгений Иванов
Михаил Безирганов
Алексей Белоусов
Рамиль Валиахметов
Надежда Гусева
Наталья Ермакова
Павел Лопанов
Анна Пятунина
Елена Прохоренко
Николай Феофилактов
Михаил Хусаинов
О прозрачности рынка. За последние годы сфера производства лестниц в Уральской столице получила серьезный толчок к развитию: усовершенствовалась технологическая база, увеличилось разнообразие реализуемых проектов, появились новые игроки и обозначились свои лидеры. Но, к сожалению, даже с учетом позитивных изменений, данный рынок по-прежнему остается малопонятным для конечного потребителя и отчаянно нуждается в структурировании.
«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:
Почему у заказчиков возникает ощущение, что цены на лестницы берутся «с потолка»?
По словам производителей одна из основных причин кроется в специфичности самого продукта. Проект каждой лестницы по-своему уникален, ведь на процесс его создания оказывает влияние целый ряд субъективных факторов, таких как особенности помещения, тип конструкции, характер используемых материалов и пр. Это мешает вести прозрачную и понятную для потребителя ценовую политику – формировать четкий модельный ряд, устанавливать фиксированные цены.
Алексей Шухман, «ЗСК-Регион»:
— Расчет стоимости проекта производится сейчас по стандартной схеме, которой придерживается большинство компаний, занимающихся производством лестниц на заказ. Сначала ведется подготовительная работа с клиентом, в результате которой выясняется предпочтительный тип лестницы и ее конструктивные особенности. Затем определяется количество и объем необходимых материалов, после чего рассчитывается стоимость трудозатрат, закладываются транспортно-логистические расходы и составляется смета.
«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:
Возможно ли сделать систему ценообразования на такой индивидуальный продукт, как лестница более прозрачной для заказчика?
Эксперты предложили несколько вариантов решения данной проблемы. Один из наиболее любопытных – переход на новую модель ценообразования, согласно которой для каждого типа лестницы будет предусмотрена некая базовая конструкция, а также ряд дополнительных опций (добавление элементов декора, выбор более дорогих материалов и пр.). Такой подход позволит эффективнее индексировать стоимость проекта, обозначить четкие границы ценовых сегментов, что, в конечном счете, сделает рынок более прозрачным и понятным для потребителя. Однако для того чтобы идея сработала, ее должно поддержать большинство ключевых игроков.
Сергей Бабиков, «Леди Ле»:
— Чтобы сделать процесс ценообразования более прозрачным, можно взять за основу схему, которая давно и успешно используется производителями автомобилей. Они предлагают покупателю базовую модель по достаточно привлекательной цене, которую тот может дополнить целым рядом необязательных, но приятных опций. Считаю, что нам стоит пойти тем же путем. а фабрика держит.
Елена Прохоренко, дизайнер:
— Хорошая мысль, но на это потребуется время. А пока можно использовать другой прием – составить портфолио на основе уже готовых проектов с указанием их стоимости и показывать клиенту. Конечно, глобальную задачу по систематизации рынка это не решит, но, как минимум, позволит производителю сориентировать в ценовом аспекте уже обратившегося к нему заказчика, показать, на что тот может рассчитывать в рамках своего бюджета.
Наталья Ермакова, дизайнер:
— Согласна. Если клиенту показывать готовые проекты и озвучивать их реальную стоимость, склонить его к покупке будет значительно проще. Не менее важно донести до потребителя мысль о том, что вопросом создания лестницы стоит озаботиться уже на ранних этапах проектирования интерьера.
«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:
Можно ли доверять демпинговым предложениям
в секторе лестниц?
Михаил Безирганов, архитектор:
— В самой металлокаркасной конструкции нет ничего плохого – если все сделать как надо, по ней можно будет даже на танке ездить. Однако доступность данной технологии позволяет в буквальном смысле «штамповать» на ее основе лестницы без оглядки на прочность и надежность. Этим пользуются недобросовестные производители, поставившие изготовление дешевых, низкокачественных металлокаркассных конструкций на поток.
Получается, что рядового потребителя, не знакомого с нормативами и международными стандартами эргономики, легко склонить к выбору некачественной, но привлекательной по цене конструкции. С одной стороны этому способствует текущая экономическая ситуация, когда клиент старается сэкономить. С другой стороны –Интернет развязал руки недобросовестным компаниям, заполонившим свои сайты недостоверной информацией и положительными отзывами от несуществующих клиентов. Таким образом, компании, которые дорожат своей репутацией и действуют в интересах клиента, априори оказываются в невыгодной для себя ситуации.
Наталья Бабикова, «Леди Ле»:
— Сегодня в Сети можно найти массу статей, посвященных конструктивным особенностям и нюансам выбора лестниц. Но, к сожалению, во многих содержится информация, которая очень далека от правды. Конечно, у профессионала это «чтиво» не вызывает ничего, кроме ироничной улыбки, но вот неподготовленного человека вполне может сбить с толку.
«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:
Как бороться с недобросовестной конкуренцией?
Совместными силами. Обсуждая возможные варианты борьбы с недобросовестной конкуренцией эксперты рассматривали несколько путей: повышение лояльности потенциального заказчика, необходимость вести образовательную работу с потребителями посредством публикации обучающих материалов, делать ставку на правильную маркетинговую политику. Однако все участники мероприятия сошлись во мнении, что проблему недобросовестной конкуренции можно решить только объединением усилий всех игроков, заинтересованных в цивилизованном развитии рынка.
Надежда Гусева, дизайнер:
— Для профессионалов в области архитектуры и дизайна ценность качественных и надежных лестниц очевидна, но компаниям-производителям нужно научиться доносить эту ценность до конечного потребителя. Взгляните, к примеру, на представителей фешн-индустрии – им удалось донести до потребителей ценность высокой моды, и сейчас люди с готовностью покупают стильную одежду, цены на которую в десятки, а то и в сотни раз превышают ее себестоимость.
Кроме того, добросовестным производителям нужно заявлять свою экспертность на рынке. Инструментов для этого предостаточно. Это и публикации в профессиональных изданиях, и мастер-классы.Как правило, компании, готовые к открытому диалогу и обсуждению важных вопросов отрасли, демонстрируют цивилизованную честную работу с клиентами и коллегами по цеху. Конечно, поодиночке вести такую работу довольно тяжело, но если объединить усилия, вполне можно добиться нужного эффекта.
Олег Кузин, «Премьер»:
— Убеждать клиента в надежности своей компании можно разными способами. Мы, например, помимо прочего приглашаем своих заказчиков на производство. Как правило, это работает, – когда человек получает возможность лично убедиться в профессионализме и слаженности нашей команды, качестве используемых материалов и оборудования, у него просто не остается сомнений в том, что мы способны справиться с любой из поставленных им задач.
Рамиль Валиахметов, архитектор:
— В борьбе с недобросовестной конкуренцией может помочь создание специализированной организации — профессионального союза или ассоциации производителей. Компании, пользующиеся авторитетом на рынке, должны стать инициаторами создания такой организации и разработать критерии, на соответствие которым будет проверяться каждый игрок рынка, желающий вступить в этот союз. Если все сделать правильно, само членство в такой организации будет служить для потребителя наилучшим доказательством надежности той или иной компании.
«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:
Как убедиться в качестве изготовленной лестницы?
Держать планку. Говоря о характеристиках, которыми должна обладать хорошая лестница, эксперты отметили, что на первом плане надежность и безопасность. Это золотое правило, нарушение которого с целью удешевления стоимости проекта неприемлемо для добросовестного производителя. Чтобы отвечать вышеназванным критериям, любая конструкция должна изготавливаться в строгом соответствии с нормативами СНиП 31-02-2001 и ряда других документов. Кроме того, она должна отвечать существующим стандартам эргономики, быть удобной в использовании.
Алексей Белоусов, архитектор:
— В СНиПах содержатся только базовые нормативы. Более детальное изложение стандартов изготовления лестниц есть в специализированном справочнике немецкого архитектора-теоретика Эрнста Нойферта, написанном настолько простым и доступным языком, что его можно рекомендовать рядовым потребителям. А для уважающего себя производителя он вообще должен стать настольной книгой.
Сергей Бабиков, «Леди Ле»:
— В части составления технических регламентов немцам просто нет равных – у них существуют детально проработанные нормативы буквально по каждому из существующих типов лестничных конструкций, и все производители непременно использует их в своей работе. Поэтому и проблема недобросовестной конкуренции на германском рынке лестниц отсутствует, как класс.
Андрей Бутаков, «АБС-Техно»:
— Изготовление лестницы – сложный, многоступенчатый процесс, в ходе которого должен осуществляться строжайший контроль качества. Каждый проект курируется двумя специалистами – конструктором-дизайнером и производственником, который следит за соблюдением всех стандартов, не упуская из внимания ни одну деталь. Контроль ведется на всех этапах: от составления проектной документации и изготовления конструкции, до нанесения лакокрасочных покрытий. Только в этом случае можно держать планку и выпускать достойный продукт.
«СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ И ОФИС»:
Насколько оправдано жертвовать функционаьностью в пользу оригинального дизайна?»
Безусловно, помимо надежности и безопасности, немаловажную роль играет и общая визуальная эстетика. Эксперты отметили, что оригинальный дизайн лестницы – это весомое преимущество, но он не должен идти вразрез с функциональностью. Правда, из этого правила все же есть свои исключения.
Павел Лопанов, архитектор:
— В моей практике есть пример, когда заказчик пожелал иметь сногсшибательную лестницу в своем заведении. В итоге, получилась конструкция, затмевающая остальной интерьер. Но с функциональностью там все в порядке, т.к. для общественного заведения другой вариант просто неприемлем.
Евгений Иванов, архитектор:
— Если у заказчика большой дом, и он планирует установить там сразу две лестницы, одну из них вполне можно сделать сугубо функциональной и использовать в качестве основной, а другую – менее удобной, но уникальной в плане дизайна, дополняющей и развивающей стилевую концепцию интерьера.
Алексей Белоусов, архитектор:
— При проектировании лестницы, как и при создании любого другого элемента жилого пространства, важно ставить во главу угла самого заказчика, исходить из идеи, что человек – главная драгоценность любого жилища, а интерьер – это всего лишь огранка.
Михаил Хусаинов , дизайнер:
— Ради дизайна можно пожертвовать некоторой функциональностью, но безопасностью – никогда. Проектируя визуально-парящую лестницу без балясин и перил следует все же предусмотреть ограждение в виде какого-то легкого или прозрачного материала.